Одним из впечатляющих моментов истории Европы являются дуэли. Им уделяли внимание государственные деятели, органы порядка и закона, поэты и писатели, живописцы. Наверное в дуэлях было что-то мистическое, что привлекало внимание почти всех творческих личностей того периода: Гомер, Шекспир, Пушкин, Лев Толстой, А. Дюма, и т.д. В поединках чести погибли многие великие люди. Вспомним М. Лермонтова и А. Пушкина. Хотя на дуэлях дрались, в основном, мужчины, но и дамы были не прочь выяснить отношения клинком.
История оставила много художественных произведений с участием женщин. Среди них полотно Atstoy «Дамская дуэль на клинках», иллюстрация к роману Ла Бретона «Женская дуэль» Хосе Ривера 1636 год, иллюстрация пьесы Мольера «Мещанин во дворянстве» и другие.
Воинственность женщин известна еще с давних времен. Женщины Эллады боролись наравне с мужчинами. Женщины Готы палицей и топором орудовали не хуже врагов.
В поединках, как прообразе дуэлей в современном понятии, первыми выступили викинги. Их поединки носили не стихийный характер, а подчинялись правилам. Викинги ввели правило «до первой крови», которое существовало во всех последующих кодексах о дуэлях. Поединок велся одинаковым оружием, вызванный на дуэль наносил удар первым. Разрешено было за деньги нанимать вместо себя другого. Поэтому на дуэлях можно было неплохо заработать, чем и пользовались умелые дуэлянты.
Параллельно законным схваткам, которые предписывались судом для решения спорных конфликтов, ширились и стихийные дуэли. В Средние века такой способ решения конфликтов распространился по всей Европе и имел широкий успех. Особенно популярны дуэли были у Франции. Поединки велись согласно Уставу дуэлей, где было расписано все до мелочей. Среди дуэлянтов были и свои герои, в том числе и женщины.
Хорошо известна дуэль, произошедшая в 1624 году, между возлюбленными герцога Ришелье. За «руку» герцога дрались на дуэли графиня де Полиньяк и маркиза де Несль. Обе остались живы.
В XVII веке мадам Сан-Бельмонт вызвала на дуэль мужчину, оскорбившую ее. Дуэль длилась несколько минут, в результате мужчина был побежден, но остался жив.
Дуэли между женщиной и мужчиной и, конечно, любви посвящен роман Теофиля Готье «Мадемуазель де Мопен». Этот роман стал, своего рода, гимном дуэлям. Именем Мопен во Франции названы многие кафе, кинотеатры.
Не уступала в дуэлях с участием женщин и Англия. Известен случай дуэли двух женщин в 1833 году в Лондоне. Всему виной ревность. Роза Кросби заколола на дуэли любовницу мужа.
Дуэли в России
В России популярность дуэлей приходится на XVIII—XIX века. До времен Петра I поединки на Руси велись с помощью кулаков. Притом истину в поединке выясняли только равные по сословию, черни с дворянами биться было запрещено. Позже мода на дуэли из Европы перекочевала и в Россию. В петровские и последующие эпохи, были времена, когда дуэли набирали такой силы, что число смертей исчислялось тысячами в год. Тогда царствующие особы издавали указы, запрещающие дуэли. Вводил запрет на дуэли Петр I, Екатерина II и др. Но, в тоже время, при Екатерине II дуэли были популярны и особенно у женщин. Есть исторические данные, что сама Екатерина II в молодости дралась на дуэли.
Участие русских дам также отмечено в истории женских дуэлей. В 1770 году в Лондоне произошла дуэль между княгиней Екатериной Дашковой и графиней Пушкиной. Дуэль не обошлась без крови, а повод был пустяшный.
В России Кодекс дуэлей сложился только в XVIII веке. Только тогда дуэлянты стали драться по правилам. Оружием для дуэлянтов служили только шпага, сабля или пистолет. Выстрел можно было производить только один раз. Отвечали за выполнение правил секунданты. Дуэлянты же не могли даже общаться. Обязательно присутствие доктора. Оружие выбирал оскорбленный или тянули жребий. Отказ от дуэли приравнивался к позору, бесчестию. Что для дворянина, офицера было немыслимо.
Дуэли на саблях или шпагах велись по-разному: до «первой крови», до смерти, на время.
Поединки на пистолетах велись по более широким правилам.
Поединок «на счет». Дуэлянты выбирали пистолеты у секундантов и расходились на заранее определенное расстояние. Ждали сигнала. Секундант считал до «трех». На счете «три» дуэль заканчивалась, даже если никто не выстрелил.
Дуэль по обмену выстрелами. Противники в течение минуты должны произвести по одному выстрелу. Выстрелить в «воздух» мог только тот, кто по «жребию» стрелял вторым.
Дуэль «у барьера». Дуэлянты сходились до определенного «барьера», выставленного секундантами, и имели право стрелять. Раненый имел право в течение 30 секунд сделать выстрел, после этого дуэль заканчивалась.
В определенные периоды дуэли были запрещены указами. За участие в дуэли наказывали и дуэлянтов и секундантов. Наказание было суровое, каторга или смерть. Но, закон не всегда действовал, решали судьи. Например, за участие в дуэли и убийство Дантеса должны были повесить, но суд проявил нисхождение. Дантеса решили дворянства, разжаловали и выслали за границу.