Непростая история первой бизнес леди и шампанского «Вдова Клико»

«Вдова Клико»

Представление о том, что бизнес-леди – это продукт цивилизации сегодняшнего дня, весьма ошибочно. Пионерки удачного построения производства и коммерции существовали уже в XIX веке, когда всем управляли исключительно мужчины, а женщинам отводилась скромная роль рожать детей. Примером успешной дамы в деле предпринимательства может служить мадам Клико. Однако успех, как водиться, пришел к ней не сразу.

Неудачи закаляют

Барб-Николь Понсарден

Будущая бизнес-леди Барб-Николь Понсарден появилась на свет в Реймсе. Ее отец был достаточно богатым промышленником в области текстильного производства. В конце 90-х годов XVIII века отец выдал дочь замуж за Филиппа Клико, семейство которого также успешно занималось текстильным делом. Но молодым супругам вздумалось попробовать себя в виноделии. Однако бизнес буксовал и оказался на грани банкротства, несмотря на все усилия и старания. Беда никогда не ходит в одиночку. В это сложное время мадам Клико потеряла мужа, скоропостижно скончавшегося от лихорадки. Энергичная вдова не сдалась обстоятельствам. Чтобы как-то наладить дело, она обратилась к свекру с предложением вложить в ее бизнес огромную сумму под залог своего наследства. Это было очень смело, поскольку речь шла об огромной сумме денег. Если ее перевести на сегодняшние цены, то средства составили бы около миллиона долларов. После долгих колебаний свекор согласился.

Но не эти деньги, ни старания и проницательность Барб-Николь не помогли добиться желаемого успеха. Она прошла серьезный курс обучения у знаменитого винодела Фурно, однако все попытки реанимировать умирающее предприятие не приносили успеха. Настойчивая женщина снова обратилась за помощью к свекру. Он согласился, хотя это противоречило здравому смыслу. Интуиция его не подвела. Именно в это время, когда предприятие снова оказалось на гране банкротства, в подвалах зрело игристое вино, которое и стало легендарным.

Контрабанда и новая технология

Отчаянные шаги, прозорливость и его величество случай помогли. Мадам Клико понимала, что только завоевание большого сегмента рынка приведет к успеху. И это может быть русский рынок. Шли военные действия, наполеоновские войска еще не были разбиты. Контрабандой предприимчивая француженка переправила свою продукцию сначала в Амстердам, а как только война закончилась – в Петербург. Шампанское пришлось по вкусу императору Александру I, и он заявил, что будет пить только его. Двор последовал примеру царственной особы. В течение нескольких дней напиток «Вдова Клико» завоевал невиданную популярность. Спрос рос в геометрической прогрессии. Это оказалось новой проблемой. Существовавшая технология производства шампанского занимала довольно много времени. Было дело и достаточно затратным. И здесь вдова оказалась новатором. Она придумала инновационную технологию, открыв новую страничку в создании шампанских вин. Ей удалось не только улучшить их качество, но и значительно сократить процесс производства.

Успех

«Вдова Клико»

Постепенно рынок вырос, и шампанское «Вдова Клико» стали пить на всех континентах. Успех пришел. Не зря Барб-Николь рисковала своим наследством и пустилась в сомнительную операцию с контрабандой ради мифической выгоды. Бизнес-леди не боялась принимать очень смелые решения, целиком оправдав крылатую фразу, что тот, кто не рискует, тот не пьет шампанское.